Приказ об утверждении модели деятельности, положения, состава школьной психологической службы
Информация о возможности получения психологической помощи на территории школы
План работы психологической службы 2024-2025 уч.г.
Должностные инструкции педагога-психолога
Изменения социально-экономической ситуации в стране, состояние и динамика развития российского образования диктуют необходимость совершенствования психолого-педагогического, медико-социального обеспечения образовательной деятельности с учетом вызовов нашего времени.
Качество образования в общественном сознании связано с такими понятиями, как здоровье, благополучие, защищѐнность, самореализация, уважение. Вместе с тем, современные научные исследования констатируют рост числа детей с проблемными вариантами развития. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; снижение толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп. Растут запросы на оказание психологической помощи со стороны родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, запросы на психолого-педагогическое сопровождение.
Таким образом, создание условий сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся посредством психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, создание комфортной и безопасной образовательной среды, психолого – педагогическая помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями будет способствовать реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.
Модель психологической службы в Дрокинской школе создана с целью обеспечения эффективной деятельности психологической службы и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психологической службы:
Федеральный уровень
- Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
- План мероприятий на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
- Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
- Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Региональный уровень
- Организационно-функциональная модель психологической службы в системе образования Красноярского края, утвержденная министерством образования Красноярского края от 11.05.2022 г;
- План мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 г., утвержденный министерством образования Красноярского края от 11.05.2022 г.
Муниципальный уровень
Бесплатную психолого-педагогическую помощь можно получить у специалистов:
1. Всероссийская горячая линия психологической помощи для родителей на базе ресурсного центра Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) т.:8(800) 600-31-14 и детский телефон доверия т.: 8(495) 624-60-01
2. Краевая служба консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития и образования детей: 8-800-7002-404
3. Телефон доверия кризисного центра «Верба» (г. Красноярск): 8(391) 231-48-47
Краевая горячая линия по вопросам социальной зашиты и социального обслуживания:
гел.: 8-391-212-38-76
4. Представитель Уполномоченного по правам детей Ачинского района
Гумель Наталья Сергеевна. Т.: 8(39151) 6-05-20
Адрес: ул. Назарова, 28a, e-mail: kdn@ach-raion.ru
5. Служба социальной защиты:
Территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Ачинску и Ачинскому району. Т.: 8 (39151) 7-37-40, 8 (39151) 7-70-69
Адрес: 8 микрорайон, дом 14, е-mail: szn01@krasmail.ru
6. Службы психологической поддержки детей, подростков и их родителей в г. Ачинске:
1) КГБУ СО Центр семьи «Ачинский». Т.: 8(39151)7-77-20, 8(39151)7-28-58
Адрес: Юго-восточный район, стр. 7A, e-mail: priut@mekad.ru
2) Ачинский филиал КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».
T.: 8(39151)5-75-46
Адрес: ул. Манкевича, стр. 48, e-mail: kepmssfa@mail.ru
3) 3. ККБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1». Филиал № 7.
T.: 8(39151)7-06-76
Адрес: ул. Гагарина. стр. 6, e-mail: priemnaya_f7@mail.ru
4) КГАО СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Т.: 8(39151)6-34-05
Адрес: 3 мкр. Привокзального района, стр. 32A, e-mail: rzdp-2@mail.ru
5) АНО Центр поддержки людей с ОВЗ «Легкий шаг». Т.: 89607689170 Адрес: ул. Л. Толстого, стр. 61 пом. 65, e-mail: sokolova i_koni@mail.ru
6) 6. АНО «Центр психологического развития и консультирования «СВАМИ».
T.: 89237708800
Адрес: 3-й микрорайон Привокзального района. д. 8, пом. 68
Кадровый состав психологической службы
Профессиональную деятельность службы осуществляют:
- педагог-психолог – 1 штатная единица;
- учитель-логопед – 1 штатная единица;
- социальный педагог – 1 штатная единица;
- учитель-дефектолог – 1 штатная единица;
- заместитель директора по учебной работе (председатель ППк);
- заместитель директора по воспитательной работе;
Структура психологической службы
- психологическая служба;
- психолого-педагогический консилиум;
- служба медиации;
Модель психологической службы включает в себя следующие компоненты
- Целевой компонент.
- Структурно-функциональный компонент.
- Содержательно-технологический компонент.
- Управленческий компонент.
- Оценочно-результативный компонент.
Структурно-функциональный компонент
№ п/п |
Наименование структуры Центра | Направление деятельности |
---|---|---|
1. | Психологическая служба | Создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности. |
2. | Психолого-педагогический консилиум | Одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения |
3. | Служба медиации | Структура, созданная в школе и состоящая из специалистов, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном учреждении. |
В целях создания комплекса психологического сопровождения, способствующего успешной социализации детей в обществе психологической службой осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями Емельяновского района.
Цель: осуществление эффективного межведомственного взаимодействия с организациями и учреждениями других ведомств:
№ п/п |
Наименование организаций с которыми выстраивает внутриведомственное, межведомственное взаимодействие школа |
1. |
МКУ «Управление образованием администрации Ачинского района» |
2. |
РМО осуществляют руководители РМО педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, социальных педагогов |
3. |
Отдел опеки и попечительства МКУ «Управление образованием администрации Ачинского района» |
4. |
Инспектор ОДН МО МВД РФ «Ачинский» |
5. |
КГБУЗ «ККЦОМиД №2» |
6. |
КДН и ЗП Ачинского района |
7. |
Межмуниципальный отдел МВД России «Ачинский», инспекция ПДН |
Содержательно-технологический компонент
К основным направлениям деятельности психологической службы относятся:
- Психологическое просвещение - направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
- Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психодиагностическая работа – психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
- Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие на процесс формирования личности ребенка.
- Консультативная работа - заключается в оказании помощи учащимся подросткового и юношеского возраста, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений и носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
- Организационно-методическая работа - анализ и планирование деятельности; курсы повышения квалификации; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях; супервизорство; посещение совещаний, методических объединений; оформление кабинета.
Управленческий компонент
- Общее управление психологической службой осуществляет директор школы;
- управление психологической службой осуществляет руководитель службы;
- управление ППк осуществляет председатель консилиума (заместитель председателя ППк);
- управление ШСМ осуществляет руководитель службы медиации.
Руководители направлений обеспечивают функционирование и эффективное взаимодействие специалистов психологической службой школы.
Оценочно-результативный компонент
Основными формами оценки деятельности психолого-педагогической службы является:
- мониторинг наличия ресурсов и деятельности психолого – педагогической службы;
- повышение квалификации уровня специалистов сопровождения;
- рефлексивно-аналитические и диагностические мероприятия;
- планы работы специалистов на учебный год;
- отчет специалистов за учебный год.
Результатами деятельности психологической службы являются:
- наличие и функционирование психологической службы;
- систематическое повышение квалификации специалистов;
- удовлетворенность получателей психолого-педагогической помощи качеством предложенных мер по разрешению заявленных проблем, их результативностью.
Целевой компонент
Цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:
- обеспечение доступности психолого-педагогической помощи детям;
- обеспечение качества психолого-педагогической помощи детям;
- совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;
- развитие межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;
- совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования;
- реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей раннего и дошкольного возраста;
- участие специалистов в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
- сотрудничество специалистов с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров, содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
- содействие в позитивной социализации детей;
- организация мероприятий по выявлению, профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;
- психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
- психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.
Целевые группы, в отношении которых обеспечивается адресная психологическая помощь
- Дети и подростки, обучающиеся в школе.
- Родители (законные представители) обучающихся, с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития.
- Педагоги и специалисты школы.